Три американских военно-транспортных вертолета Bell-412 были проданы в Иран, несмотря на санкции США, пишет в воскресенье газета The Dallas Morning News. Две машины были отправлены в Иран, а одна была задержана американскими властями, и уже 14 месяцев находится в аэропорту Арлингтона, штат Техас.

Схему, по которой продавались и переправлялись вертолеты, была раскрыта ФБР после того, как покупатели вертолетов, уже переправивших две машины в Италию, при доставке третьего вертолета запросили у транспортной компании Panalpina стоимость прямой перевозки его из США в Иран. После этого Panalpina отказалась доставлять груз и написала соответствующую жалобу в Министерство торговли США. Позднее вертолет был задержан в аэропорту Арлингтона.

Вертолеты для Ирана в 2008 году закупила у мексиканской нефтяной компании Pemex итальянская фирма Tiber Aviation. Сумма сделки составила около 22 миллионов долларов - 7 с небольшим миллионов за каждый вертолет. После этого с помощью компании Panalpina две машины были переправлены в Италию. Затем другая итальянская компания - Italiana Elicotteri - обратилась в офис Panalpina в Люксембурге с просьбой перевезти вертолеты из Италии в Иран. В сопроводительных документах говорилось, что техника имеет мексиканское происхождение, а отправка их в Иран производится с санкции итальянских властей.

По мнению американской стороны, продажа вертолетов является нарушением санкций в отношении Ирана. Хотя вертолеты Bell-412 не несли никакого вооружения, на них были установлены автопилот и система ночного видения, которые находятся в списке товаров и технологий, экспорт которых в Иран запрещен. К тому же, как выяснило следствие, вертолеты находились у мексиканской компании в лизинге, и та не имела права их продавать.

Санкции, действующие в отношении Ирана, обязаны соблюдать только американские компании. Единственной американской компанией, участвовавшей в продаже вертолетов, была транспортная фирма Panalpina. Однако ее сотрудники, вывозя технику из США, не знали, кто был настоящим ее заказчиком, поэтому в ФБР не стали возбуждать дела против Panalpina.